Baldur’s Gate 3 для новичков: как создать супергероя и не облажаться
Учимся преодолевать баги, неуклюжий интерфейс и неряшливый подход дизайнеров к построению мира, а также постигаем основы создания героя.
Узнав основные проблемы вселенной, переходим конкретно к Baldur’s Gate 3. Если у меня получилось убедить вас выбрать эльфа с африканскими косичками, белыми татуировками и синей кожей, то это не беда – откровенных гоблинов в игре хватает и без вашего участия.
Baldur’s Gate 3 для новичков: как начать играть и не умереть со скуки
Погружаемся в базисы сеттинга, которые помогут нам принять ошибки разработчиков, и учимся создавать интересных персонажей….
Теперь перейдем к более механическим вещам, в том числе – разберемся с проклятым многообразием классов. Без изысков – знаменитые композиции из настолки мы не можем осуществить из-за сырости игры.
Трус, балбес, бывалый
Изначальную версию Dungeons and Dragons создавали очень ленивые люди. Для основы они выбрали древнюю геймдизайнерскую триаду класов: Воина, Мага, Ловкача. Первый весь такой с мечом и броне, второй водит руками и морально поддерживает воина, третий ловко делает вид, что полезен этой своей ловкостью и обаянием.
В Dungeons and Dragons появился совершенно ненужный четвертый член тройки – питающий души клирик. Вместе с ним в мир пришла религия как основной двигатель игрового прогресса.
Перед нами фактический маг, который прогуливал уроки, а на экзаменах вместо зубрежки орал в форточку про богиню Халяву, обосновывая свои действия особым смыслом, верой и мудростью. Цитируя классика: «Создателю во славу, родителям же нашим на утешение, церкви и отечеству на пользу».
К счастью, в Dungeons and Dragons божество может умереть, замолчать от скудости сил или быть отрезанным от поклонения, а самого клирика или жреца можно заткнуть. Иначе бы от невыносимости бытия умерли все остальные жители этого мира.
Забавно, но маги/волшебники – тоже жрецы. На их заклинания нередко отвечает Митра, бог(есса) Плетения. Но она не требует поклонения и редко когда награждает милостью. Колдуны, друиды и даже воры аналогично служат своим покровителям.
Клирики творят свои ритуалы осознанно, особенно эффективно сражаясь с нежитью и раскидывая божественные благословения с некоторыми особенностями. Творят чудеса, короче.
Итак, стандартно-идеальный вариант отряда для всех ситуаций: воин, клирик, плут и маг. Они перекрывают друг друга в любой роли: плут может собирать урон врагов за счет уклонений, клирик – раскидывать смертельные заклинания, умения воина пригодятся для вправления костей, а маг обеспечит тактическое превосходство заклинаниями поддержки.
В настольной игре классов намного больше, чем в любой цифровой адаптации. Но многие из них избыточны, страдают от дизбаланса и существуют на правах престижных титулов или профессий.
Про классы, ловкость, силу и все такое
Самое обидно в DnD – потратить полтора часа на создание персонажа, выбрать ему класс и специальность, а потом узнать, что ваш новый любимчик выкидывает из отряда спутника, который очень вам нравится внешне и по характеру. Поэтому в этом пункте мы обсудим не только классы для вашего персонажа, но и объекты для секса верных прихлебателей.
Самое важное – набрать так называемый «кап» атрибута. Если упрощать, для любого класса минимальный требуемый уровень первостепенной характеристики составляет 20 очков – персонаж получит все необходимые бонусы, позволяющие ему действовать с приемлемой эффективностью своего класса. Второстепенные должны быть выше 16.
Кстати, проявите осознанность и не путайте второстепенные и вторичные характеристики персонажа. Второстепенные – чисто субъективное отношение игрока к атрибутам. Вторичные – вычисляемые на основе первичных (Сила/Ловкость → урон). Разработчики заботливо пометили ту самую важную характеристику, а также сделали нужные описания.
Из-за ограничений в редакторе персонажа логично поступить так: основной атрибут прокачать до 16, второстепенный вкинуть до 14, а последний важный – до 12. Как вы уже догадались, вам нужны только четные значения в принципе. Не пугайтесь – готовые билды от Larian позволяют отключать мозг и вообще ничего не переставлять в стартовых характеристиках.
Оружие
Из описаний в игре вам наверняка будет понятно, что сила влияет на урон от всего оружия ближнего боя, а ловкость – на все оружие дальнего боя. Но, в зависимости от класса, атрибуты могут поменяться.
Например, вор получит бонус от ловкости при атаке ножами, а условный следопыт может надеяться на прибавку от силы к урону с длинного лука. Хотя зачем нам следопыт? Лучше представьте варвара, который метает топоры от силы. Жаль, правда, варвара в игре пока нет, а следопыт есть.
Однако, в Baldur’s Gate 3 легкое оружие получает бонусы от ловкости. В настольной игре, конечно, легкость оружия означает просто возможность получить бонус от характеристики с более высоким значением. Так что если вы уже привыкли к настольной версии, не запутайтесь.
Напарники и классы
На момент написания этих строк, самый сильный и ломающий игру персонаж – самый обычный вор. Он не требует особых навыков исполнения, так как развивать его просто некуда. Рарный кинжал, простенький яд – АУФ.
Но не волнуйтесь, остальные классы тоже могут показать интересный перформанс. Просто они убогие и хилые. Но зато могут разговаривать с животными или мусор для активации ловушек носить, например. Очень полезные для эпического квеста навыки.
Жрец
Жрец – в данный момент представляет собой версию продвинутого паладина.
Самый эффективный домен – жизнь, он позволит бегать в тяжелой броне и поливать союзников лучами исцеления. |
Клирика в Baldur’s Gate III нельзя назвать гибким классом, но он способен выдерживать урон, лечить и улучшать характеристики персонажей временными благословениями. И помните – правильно распределенные бафы куда полезней исцеления, особенно на низких уровнях.
Основной характеристикой стала мудрость – от нее зависят эффективность божественных заклинаний и их количество. Опытному проповеднику также понадобятся сила и выносливость, чтобы бить врагов простым оружием в форме аватара или выдерживать натиск гнусной нежити.
В компаньоны затесалась откровенная жрица-девица Шэдоухарт, хроническая жертва и нытик. Побочный эффект домена обмана, не иначе.
Происхождение для жреца-игрока легко угадать – послушник, ремесленник или отшельник из народа людей, дварфов, лесных эльфов или полуэльфов. В бою ему пригодятся крепкие доспехи, щит и нехитрое оружие вроде дубилы.
Воин
Воин – тут все понятно без слов. Сила, выносливость, ловкость. Ловкость позволит воину быстрее атаковать противника, выносливость повысит выживаемость. |
На третьем уровне герой сможет выбрать два пути. И скажу вам так – маг из воина пока что хреновый, поэтому мастера битвы вне конкуренции.
Происхождение – скиталец, моряк, солдат из народа гитиянки, людей, щитовых дварфов или даже крепкосердечных халфлингов. Первый встречный союзник как раз неплохой воин, хоть и склонна к магии из-за гитиянского происхождения.
Особо добавить нечего. А, точно. Воин пятой редакции, в перспективе, уязвим к различным параличам и неприятным заклинаниям. Поэтому можно подумать о прокачке мудрости над прокачкой ловкости, так как спасбросок мудрости поможет вам против соблазнительных демонов и скверноглазых бехолдеров.
Следопыт
Следопыт – то есть рейнджер. Пока что самый гибкий класс в игре, универсал, сочетающий магические и физические атаки, а также способный делать вид, что умеет разговаривать с животными. На деле умеет выживать в самых разных условиях. |
После третьего уровня выбираем либо охотника для ближнего боя (да-да, две сабли), либо повелителя зверей для любителей позиции сзади. Полезно выбрать персонажа именно этого класса, так как он отлично сбалансирует имеющихся спутников.
Из-за поразительной универсальности возникает проблема распределения атрибутов. Смотрите сами: от мудрости зависит количество заклинаний и их эффективность, ловкость влияет на дальний бой, количество и скорость атак, а сила – на урон большим оружием.
Но как бы вы ни решили, основным атрибутом считается ловкость. Сильный класс, идеальный для любой группы: и дерется хорошо, и приемы интересные имеет, и внимательный, и с животными дружит. А хорошее отношение к братьям меньшим вознаграждается лаской от спутников.
Поэтому происхождение и расу можно выбирать любую, после чего вывести персонажа в лесного мага, охотника за головами или просто головореза.
Плут
Плут – это не только воришка и обманщик, но и отличный источник гигантского урона. |
Тоже достаточно гибкий класс, представленный в игре Астарионом, любителем сосать кровь и протыкать врагов с одного хода после третьего уровня.
После третьего уровня плут может стать трикстером с магическими уловками или вором. Учитывая нынешнее состояние игры, вор нанесет больше урона благодаря модификаторам к атаке и использованию ядов.
Основным атрибутом является ловкость, которая влияет на урон, далее ему потребуется мудрость или интеллект. Интеллект нужен для трикстера, а мудрость, как и воину, нужна для противостояния эффектам, воздействующим на разум.
Нельзя забывать и про выносливость – низкоуровневый плут не сочетается с тактикой «хрустальной пушки». Плуты предпочитают легкое и маленькое оружие, а также неплохи в обращении с ручными арбалетами.
Происхождение для вора можно выбрать интуитивно, а в качестве расы подойдут ребята с бонусом к ловкости: эльфы, полурослики, люди и полуэльфы. Однако, гитиянки, дроу и тифлинги тоже подходят на роль плута.
Колдун
Колдун – еще один не до конца раскрытый класс, вставленный как будто для галочки, проверить работу харизмы и сбалансировать игру третьим заклинателем. |
Заклятия колдуна зависят от харизмы. В нынешнем состоянии игра предполагает колдунов как боевых волшебников, хотя в реальности они слуги могущественных сущностей, заключивших с ними пакт. Почти как жрецы. Или члены псионических культов. Действительно, выходит ни рыба, ни мясо.
Любопытная рыбка носит легкую броню, врывается в бой с заклинаниями вроде пылающих рук и проклятиями на сглаз. Чтобы не задевали, можно прокачать ловкость и выносливость.
Учитывая развитую харизму, колдуна можно использовать в качестве дипломата, для чего ему пригодятся навыки запугивания, обмана и убеждения. Лучшие колдуны выходят из народов тифлингов, полуэльфов и дроу. Не интуитивное происхождение: мудрец и благородный. Игровой колдун, Уилл, не похож ни на того, ни на другого.
Волшебник
Волшебник – маг, чародей, испускатель лучей смерти. Достаточно понятный класс: раскачивает интеллект и получает бонусы к урону от заклинаний. |
Соответственно, вам придется выбирать между вторичным распределением очков ловкости, выносливости и мудрости – убитый или парализованный маг никому пользы не принесет. В качестве оружия можно выбрать кинжал или посох за бонусы, но лично я часто предпочитаю выдавать хилякам арбалеты.
В текущем состоянии игры волшебник не может похвастаться ничем, кроме как не требующими ячеек фокусами, лучами и волшебными стрелами, но потом у него появятся прекрасные заклинания для контроля узких коридоров вроде эвардовых черных щупальцев и огненного шара. Главное, что волшебник может учить заклинания со свитков, в том числе и жреческие.
Расы: высший эльф, тифлинг, человек, полуэльф. Происхождение либо с магией, либо с бонусом к проницательности. В игре представлен сексуальным Гейлом. Он может сдохнуть и воскреснуть.
Советы по игре для совсем новых новичков и для ребят, забывших про смысл игры
Печальные обстоятельства этой несчастной игры и полное прохождение
- К несчастью, на данный момент Baldur’s Gate III позволяет прокачаться только до 4 уровня. Все что у нас есть – драйвовый побег из гигантского кальмара и вязкая большая карта, забитая гоблинами и нежитью. Все на ней пара больших подземелий и с десяток поменьше.
- Полное прохождение займет около 10 часов, полное исследование карты и всех вариантов прохождения – около 30-40. Контента хватило бы для раскачки до 6-7 уровня, то тогда бы разработчикам пришлось сильно балансировать магию, потому что открылись бы пресловутые шупальца и подземелья стали бы для вас легкой прогулкой.
- Поэтому советовать особо и нечего. Вы можете завести романтические отношения со спутниками, привыкнуть к местной системе диалогов, научиться взаимодействовать с окружением (поджигание, тушения огня кровью, активация ловушек предметами, спихивание врагов в пропасти и прочие милости из Divinity), кидать кости и выучить пару тактических фишек. Например, можно разделить отряд, взять Астариона, засунуть его в стелс и отвести к противнику, спихнуть того со скалы, а потом еще и соседа его отправить на встречу с гравитацией.
Что за кубики и в кого их бросать
- Если вы пропустите обучающие подсказки, то в игре все решается броском костей. Количество граней костей обозначаются от d4 до d24 (d – dice). Кость может бросаться несколько раз – условное обозначение 2d6 означает, что кость будет брошена дважды. Складываться будут значения или выбираться по большему – зависит от условий броска.
- Как вы можете понять, ради удачных бросков можно перезагружаться. Не делайте так. Пожалуйста. К выпавшему значению добавляются бонусы от навыков, умений, заклинаний и чего угодно. Точно так же есть негативные влияния от аналогичных эффектов у противника. Например, существа более высокого уровня получают бонусы против низкоуровневых букашек.
- В бою тоже бросаются кости. Ваш великий воин 4 уровня – о, как же ты велик, носитель паразита и выноситель полутораметровых гоблинов, как же хороши твои удары! – может легко промахнуться даже с 75% шансов на попадания.
- Аналогичные действия проходят и с колдунами. Им просто может не хватить капа развития для попадания. Баланс ведь рассчитан на полную игру, а не огрызок на 10 часов.
Спутники
- Не поговорите со спутником – больше его не увидите. Среди полезных спутников: скелет в капюшоне из руин (скрытая кнопка в зале со статуей), пес Шкряб (погладьте его).
- Среди внезапных спутников – маленький медвесыч. Не заходя к гобле, убиваем его мать или натравливаем сектантов, а потом смотрим за его реакцией. Затем найдете его у гоблы и сможете поговорить, если есть навыки. Сыча надо кормить, любить и лечить – бонусом он даст одобрение от нормальных спутников и дохлую птицу.
- Соответственно, одобряющий ваши действия спутник охотнее окунет ваш початок в свою фасолину. Ведь только ради этого мы и играем, правда? Но давайте без абуза багов.
Мерзкие загадки и приемы самообороны от багов
- В оскверненном храме гоблинов вы можете найти любимую головоломку всех разработчиков игр DnD – вращение плит с лунами. Для решения загадки вам нужно образовать поворотами симметричный узор: верхняя плита должна быть с белыми кружочками, боковые должны на внешней стороне иметь половинки, а нижняя плита – быть полностью черной.
- Воровство в игре сломано – можно воровать что угодно. Также работают баги с торговцами: можно продать им все, а потом собрать с трупа вещи. Но зачем множить жестокость в этом чудесном мире?
- Кроме того, балдежней всего играть в Baldur’s Gate III без перезагрузок – игра ждет ваших ошибок и будет развиваться в зависимости от них. Пытаясь выбрать лучший результат, вы только портите игровой опыт.
Маленькие хитрости для уверенной игры
- Игра использует правила пятой редакции настолки, но боевая система здесь недостаточно развитая в интересах тестирования. При этом не забывайте пользоваться дополнительными действиями для разведки и получения преимущества: поджигайте оружие, используйте прыжок и ищите интерактивные действия. Например, можно устроить обвал на огров.
- Автосохранения часто не работают. Не забывайте жать быстрые сохранения, но только перед диалогами.
- Также не поленитесь выбрать удобные для себя настройки камеры и подсветки игровых предметов, так как камеру иногда мотает, а персонажи и предметы могут забагаться. От масштаба и бешеных кликов по всей карте зависит поиск скрытых взаимодействий – далеко не все подсвечивается клавишей подсветки. Двойной клик по иконке персонажа вернет к нему камеру.
Чуть-чуть теории
Да, на данный момент нам доступен только первый акт, но никто не мешает планировать. Если мы обратимся к статистике, то самые популярные классы: воин, плут и клирик.
Почему они популярные? Ну, например, потому что игра позволяет качать несколько классов одновременно, пусть и со штрафом. В текущем состоянии игры нет никакого смысла, но через пару месяцев задумайтесь: плуту часто берут 1 уровень воина для получения боевого стиля.
Воина хотя бы в 1 уровень вообще берут многие игроки ради бонусов первого уровня, уж очень они сочные и полезные. Но разве воин идеален? Воинов тоже часто усиливают уровнями плута – это выравнивает их инициативу.
Жрецов берут ради доменов (которых в игре еще почти нет), многие игроки мультиклассируются в варваров – ради ярости и бонусов, хотя варварство отбирает выход на некоторые мировоззрения. Частенько игроки выбирают мультиклассом сорка, монаха, следопыта или паладина. Впрочем, у продвинутых игроков всегда уникальные соображения по классам.
Самые полезные навыки в игре – восприятие, проницательность, атлетика, убеждение, выживание и скрытность. Их чаще всего игроки добавляют к основным навыкам своих персонажей, даже понимая избыточность своих действий.
На самом деле Baldur’s Gate III пока мало напоминает настоящую игру по правилам DnD или даже aDnD.
Но у вас есть возможность привыкнуть к ней и донести некоторые свои идеи до Larian благодаря обратной связи – разработчики активно собирают данные не только с форумов, но и с помощью отслеживания игровой статистики. И чем глубже вы погружаетесь с игровыми экспериментами, тем больше шансов на качественный готовый продукт.
Источник